Пиетизм - это...

ПИЕТИ́ЗМ (от лат. pietas — благочестие) — понятие, которым в протестантизме именуется склонность к обретению мистического опыта непосредственного общения с Богом (т. н. "живое благочестие"). Как особая направленность религиозного поведения и теологической мысли П. сложился на рубеже XVII—XVIII вв.Среди идейных предшественников П. часто упоминаются лютеранские теологи Иоганн Арндт (1555—1621), с его апелляцией к христианской мистической традиции в трактате "Четыре книги о христианской истине" (1606—1610), и Иоганн Герхард (ум. 1637 — автор подробного изложения этики жизни верующего "Школа благочестия" (1621). Отмечается созвучие пиетистских воззрений и некоторым настроениям в католической мистике. В радикальных своих проявлениях П. оказался близок ряду положений социнианства, хотя общий его посыл далек от рационализма.Основы теологической парадигмы П. заложил Филипп Якоб Шпенер, противопоставивший вероучительному формализму культивирование личных взаимоотношений с Иисусом Христом и опыта общения с Духом Святым. П. не отвергает доктринальную составляющую религии. Но путь к спасению указывает в персональном переживании верующим своего "рождения свыше". Поэтому вероучительные тексты стали рассматриваться П. прежде всего с точки зрения их практической назидательной роли.Подобная позиция с 1692 г. стала ведущей в деятельности приверженцев П. из немецкого университета в Галле. Особо среди них выделялся Август Херман Франке (1663—1727). Он организовал Ассамблею почитателей Библии, на обсуждениях которой упор делался в сторону поиска духовных и мистических смыслов текста Священного Писания. Тем самым удавалось избегать противоречий, возникающих при буквальном истолковании Библии. В концепции Франке акцентировался момент христианского обращения как кульминационной точки между внутренним кризисом ("борьбой покаяния") и дарованием веры. Переход в состояние веры, по его мнению, отсекает от христианина мирские влечения и требует постоянной духовной дисциплины. В пиетистской традиции Галле было установлено дополнение внутреннего опыта веры публичным библейским проповедованием и христианским попечительством (сам Франке основал в Галле известный детский приют).Присущая П. мистическая экзальтация не исключала, однако, вполне рационалистической критики в адрес его католических оппонентов. Представители радикального П. начала XVIII в. использовали библейскую аргументацию для логического опровержения тезиса о всемирном господстве церкви. По их мнению, торжество Христа — это тысячелетнее земное царство, где править вместе с ним будет не церковная иерархия, а сообщество "верных". Некоторая вольность радикалов в отношении Священного Писания была уравнена школой "вюртембергского П.". Ее ведущий представитель Иоганн Альбрехт Бенгель (1687—1752) относится к числу родоначальников традиции конкретно-исторического текстуального библейского исследования и внедоктринальной интерпретации Нового Завета. Известен он и попыткой по книге Откровения определить время конца света — 1836 год.Дальнейшее распространение П. в XVIII в. обычно связывается с деятельностью Н. фон Цинцендорфа и движением гернгутеров, учением братьев Уэсли и методизмом, с трудами "патриарха американского лютеранства" Генри Мельхиора Мюленберга (1711—1787). Периодические преследования со стороны светских и церковных властей нередко побуждали пиетистски настроенных протестантов к эмиграции. Так в 1719 г. образовалось в Пенсильвании общество выходцев из Пфальца и Нидерландов во главе с Александром Маком (1679—1735) — да́нкеры. Их последователи существуют ныне как "Церковь братьев". В ней принято строгое соблюдение новозаветных предписаний для богослужения и повседневной жизни.Нечувствительность П. к тонкостям протестантской догматики и его повышенный мистический энтузиазм, пугающий устоявшиеся церковные структуры, вызвали довольно жесткую критику этого явления лютеранскими теологами. Позднее к этой критике добавилось осуждение П. за чрезмерную озабоченность личным спасением и пренебрежение делами общества. В то же время, признается благотворность влияния П. на евангельское движение в англосаксонском мире и на развитие протестантского миссионерства.


Определения, значения слова в других словарях:

Энциклопедия "Религия"
ПИЕТИЗМ (лат. "благочестие") — мистическое учение в ортодоксальном лютеранстве, появившееся в 17—18 вв. в Германии как негативная реакция на догматизацию Протестантской Церкви, еще так недавно провозгласившей приоритет живой веры и свободы. Основателем П. является Ф. Шпенер,...
Философский словарь
(от лат - pietas - благочестие) - противостоящее ортодокс. протестантизму мистич. течение кон. 17—18 вв., ставившее чувства релчг. выше догматов религ. Основатель П. - нем. теолог Шпенер - отвергал церк. обрядность, подчеркивал необходимость для верующих личного переживания бога...
Философский словарь
(от лат. pietas - долг перед Богом, благочестие) - распространившееся в XVIII в. в Германии реформистское движение, направленное против лютеранской ортодоксии, формализма ее теологии, слабости ее миссионерской работы и социального служения. Основатель пиетизма - Ф.Шпенер (1635-...
Новейший философский словарь
ПИЕТИЗМ (лат pietas - благочестие) - мистическое учение в ортодоксальном лютеранстве, появившееся в 17-18 вв в Германии как негативная реакция на догматизацию протестантской церкви, еще так недавно провозгласившей приоритет живой веры и свободы Испытал определенное...

Поделиться:

Реклама