Логоневроз - это...

Логоневроз (греч. logos — слово, речь; лат. neurosis — невроз) — расстройство речи в виде заикания. По современным представлениям (МКБ-10, 1994), имеется в виду речь, которая характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, что разрывает её ритмическое течение. Тяжесть расстройств при этом такова, что заметно нарушает плавность речи. Иногда отмечаются сопутствующие движения лица и/или других частей тела, что совпадает по времени с повторениями, пролонгациями или остановками в течении речи.

В заикании выделены четыре последовательные фазы. По Г. И. Каплану и Б. Дж. Сэдоку (1994), фаза 1 появляется в дошкольном периоде. Вначале расстройство отмечается эпизодически в течение нескольких недель или месяцев между длительными периодами нормальной речи. После этого периода наблюдается значительный процент выздоровления. Во время этой фазы дети заикаются чаще, будучи взволнованными или огорчёнными, когда им хочется сказать много или в ситуации коммуникативного давления. Фаза 2 обычно возникает в начальной школе. Расстройство является хроническим, с очень небольшими периодами нормальной речи, если они вообще бывают. Такие дети осознают свой недостаток. В этой фазе заикание касается основных частей речи — существительных, глаголов, прилагательных и наречий. Фаза 3 обычно наступает после 8 лет и длится до подросткового возраста. Чаще всего во время этой фазы заикание возникает и усиливается при определённых ситуациях: вызов к доске, беседа с незнакомыми, при покупках в магазине, разговоре по телефону. Фаза 4 обычно бывает в позднем подростковом возрасте и у взрослых. Характерно выраженное ожидание заикания со страхом, боязнью слов, звуков и ситуаций. Типичными являются подмена слов и многословие. Заикающиеся избегают ситуаций, требующих речи, и обнаруживают другие признаки страха и смущения.

Частота встречаемости этих расстройств в населении РФ — от 1,5 до 2,5%, у юношей в 3—4 раза чаще, чем у девушек. Наиболее часто заикание появляется в возрасте 3—7 лет. Его причинами часто является испуг, перенапряжение речевой функции в результате невротического срыва. В преморбиде у этих пациентов могут иметь место: 1) наследственная предрасположенность; 2) недостаточность нервных механизмов, участвующих в регуляции речевой деятельности — а) вследствие органических поражений ЦНС (травматических и др.), б) вследствие психических заболеваний (например, шизофрении), в) вследствие расстройств, свойственных личностной патологии (психопатии).

С момента появления заикание обычно сопровождается возникновением у больных чувства собственной неполноценности и боязни речи, которые не только фиксируют нарушения речевой координации, но способствуют их усилению (Б. Д. Карвасарский. Неврозы. 1990). Наличие заикания способствует формированию таких черт в характере, как повышенная тревожность, сенситивность, замкнутость и др., в свою очередь приводящих к ещё большей дезорганизации системы личностных отношений (на это указывают, в частности, результаты клинико-психологического и экспериментально психологического исследования). Этот процесс особых психомоторных взаимоотношений обозначают как механизм "порочной спирали" (Н. М. Асатиани, В. Г. Казаков, 1974; В. М. Шкловский, 1979).

Логофобический синдром при заикании может проявляться в двух формах — в виде боязни ситуации и собственно страха речи. Наряду с логофобией возможно появление вторичного генерализованного страха, не связанного непосредственно с речью: общего постоянного беспокойства, боязливости, тревожности, реже обсессий, в отдельных случаях даже с ритуальными действиями. Логофобия часто сопровождается вегетативными реакциями с учащением сердцебиений и дыхания, дрожанием конечностей, повышением артериального давления и др.

Особого внимания заслуживают больные с невротическим развитием — наиболее тяжёлым полюсом отдалённого этапа хронически текущего заикания, которое формируется примерно в одной трети наблюдений на контингенте стационара для логопедических больных. Клиническая картина в этом варианте характеризуется сложностью, полиморфизмом и определяется стойкой, фиксированной невротической симптоматикой, хронической стойкой депрессией и отчётливыми патохарактерологическими изменениями. Логофобический синдром представлен в развёрнутом, но несколько своеобразном виде: ситуационный страх перед речью в силу аффективной охваченности больного приближается к сверхценным расстройствам. В соответствии с этим отказ от трудных речевых ситуаций делается более упорным и генерализованным, утрачивает динамичность и становится системой поведения, включаясь в стойкую патохарактерологическую структуру. Аффективные расстройства выражаются в хронической стёртой депрессии с безрадостным настроением, чувством неполноценности, несостоятельности, отсутствия перспективы. Все невротические расстройства утрачивают ситуационную зависимость. Толеранстность к психотерапевтическим и медикаментозным воздействиям повышается. В. Г. Казаков и Ю. Л. Фрейдин (1990) выделяют следующие варианты невротического развития: астенодепрессивный, сензитивный, сверхценно-ипохондрический, обсессивнофобический, истерический.

Различия этиопатогенеза отдельных вариантов заикания определяют разный подход к их терапии. Основным патогенетическим методом лечения невротического заикания (т. е. собственно Л.) является проводимая психотерапия в разных модификациях. Так, Н. М. Асатиани с сотрудниками (1975) разработана система функциональных тренировок речи, в которой основным является последовательное, поэтапное вовлечение пациентов во всё более широкие речевые коммуникации: в условиях облегчающего речевую деятельность аутотренинга и общения в благоприятной обстановке лечебного коллектива, далее — в более сложных условиях коллективного театрализованного представления — при публичном выступлении. Американской организацией речи предложена для лечения заикания в качестве психотерапевтической методики "самотерапия". Последняя основывается на предпосылке, что заикание является не симптомом, а поведением, которое можно видоизменить. Заикающимся говорят, что они могут научиться контролировать себя, частично модифицируя своё отношение к заиканию и частично видоизменяя девиантное поведение, связанное с "блоком заикания". Этот подход включает десенсибилизацию, снижающую эмоциональную реакцию и страхи перед заиканием и замещающую их на положительные действия по контролю над моментом появления заикания. Основной принцип состоит в том, что заикание есть то, что человек делает, и заикающийся может научиться изменять то, что он делает.

Однако какой бы терапевтический подход не применялся, индивидуальная и семейная поддержка всегда полезны. Коллективная и семейная поддержка ребёнка или подростка должна начаться до начала собственного логопедического лечения. Психотерапевтические мероприятия целесообразно комбинировать с психофармакотерапией (транквилизаторы, малые дозы антидепрессантов и др.) и физиотерапией.

В. Я. Гиндикин


Определения, значения слова в других словарях:

Психологическая энциклопедия
(лого + греч. neuron - нерв, -osis - суффикс, обозначающий патологическое состояние, болезнь). Невротически обусловленное заикание (заикание может быть и следствием органического поражения головного мозга). Син.: невроз речи.

Поделиться:

Реклама