Квакеры - это...

КВАКЕРЫ (от англ. "трястись"; обозначение предположительно связано с убежденностью К. в том, что именно они испытывают подлинный трепет перед словом Божьим) — конфессия в протестантстве. Принадлежат к радикальному направлению английского пуританства. Официальное наименование К., прочно вошедшее в обиход с конца 18 в., — Религиозное общество друзей.

Временем возникновения сообщества К. принято полагать 1648 либо 1652. Основателем движения явился уроженец Северной Англии — Дж. Фокс (1624—1691), сын ткача, не обучавшийся в школе, ученик сапожника.

Систематизированное и адекватное изложение религиозных воззрений К. было осуществлено в книге Р. Барклая (1648—1690) "Апология истинного христианского богословия", увидевшей свет в 1676; в "Дневнике" Дж. Фокса; в текстах, принадлежащих американскому проповеднику Дж. Вулмэну, — "Дневник", "Друг Оливия", "Квакерский крест", "Книга поучений". (В 1746 Вулмэн в одиночку предпринял крестовый поход против рабства в Северной Америке. Он посетил общины К. в штатах Новая Англия, Нью-Джерси, Пенсильвания и даже в некоторых штатах рабовладельческого Юга. Вулмэн доказывал, что рабство несовместимо с основоположениями квакерского учения. В результате в 1758 Общество друзей в Филадельфии приняло официальное решение, жестко запрещающее членам Общества иметь рабов.)

Один из первых представителей движения К., Дж. Крук проповедовал: "Не склоняйте голов, вы, что, совершив все внешние омовения, пришли омыть свои одежды в крови агнца Господня, дабы они стали белыми, как снег, и, очистившись таким образом, вы могли бы войти в Царство и воссесть рядом с утомленным трудами Авраамом, и многострадальным Исааком, и хитроумным Иаковом. О, как коварен враг, на какие только уловки он не пускается… будто мы достаточно уже горели в пламени и теперь в нас осталось лишь чистое золото; но то была ложь… мы увидели, что снова должны броситься в пламя и жечь себя, как повелел Отец, до той поры, пока не станем, подобно сынам Сиона, истинно чисты, как золото".

Как отмечал Вулмэн в "Книге поучений", "…братья, если какой-нибудь человек впал в грех, вы, в ком дух силен, кротостью и увещанием помогите ему воспрянуть, памятуя, что и на вашем пути может встать соблазн". Вулмэн характеризовал веру К. так: "…начало, заложенное в человеческом сознании, которое в разных местах и в разное время называлось по разному; но оно едино в основе своей и исходит от Бога. Это — глубокое внутреннее убеждение, рожденное в чистоте души, не ограниченное рамками какой-нибудь религии и ни одной религией не отвергаемое. И все, в ком оно зародилось и зреет, становятся братьями". По Вулмэну, "во всех своих действиях и отношениях с людьми надлежит соблюдать полнейшую справедливость и заботиться о том, чтобы корыстные соображения не побуждали одних членов нашего Общества обманывать других".

Строго трактуемое вероучение у К. отсутствует. Приверженцами данной конфессии считают себя лица как отвергающие, так и поклоняющиеся Божественной Троице, как принимающие идею о Божественной природе Иисуса Христа, так и отрицающие этот тезис. Главной характеристикой духовного движения К. выступает утверждение, согласно которому непосредственное общение человека с духом Божьим (см. Святой Дух) осуществимо в результате внутреннего озарения. (Постоянное присутствие в человеке животворящего Божественного Духа, которое знаменует собой единение Бога с Его земными детьми, именуется у К. "внутренним светом".) Помимо этого, в соответствии с учением К. Божественное Откровение не должно ограничиваться собственно Библией, а имеет неизбывное — не менее значимое, чем само Св. Писание — продолжение в постоянном общении верующих с Богом. Как учил Дж. Фокс, "…теперь, когда Господь своей непостижимой властью открыл мне, что Божественный свет Христа озаряет души всех людей, я вижу этот свет в каждом человеке. И те, кто уверовал в него, спаслись от осуждения и обрели радость жизни и стали истинными детьми Божьими; а те, кто не уверовал и возненавидел, осуждены навеки, хотя и зовут себя христианами".

К. отказываются от потребности в специально рукоположенных священниках, а также от традиционных христианских таинств. Проповедовать среди К. имеет право человек любого пола, испытавший озарение и тем самым — как безгрешный — соединившийся с Христом. Молитвенные собрания К. иногда проходят в полном молчании, если никто из присутствующих не ощутит внутреннего озарения для озвучивания проповеди. (С 20 в. отдельные группы К. начали на своих собраниях не только читать молитвы и фрагменты из Библии, но и внимать проповедям, подготовленным оплачиваемыми священнослужителями.)

До последнего времени К. не имели права служить в армии (сейчас это полагается внутренним делом верующего), не должны были связывать себя присягой или клятвами. Они не платят церковную десятину, должны носить (по Дж. Фоксу) "простую" и "скромную" одежду (в настоящее время это жестко не соблюдается), не снимают шляп перед кем бы то ни было. К. отвергают празднества, танцы, светские пение и музыку, спортивные и театральные зрелища, чтение книг "вольного" или развлекательного жанра. В кругу К. общепринято обращение на "ты" ко всем независимо от возраста и занимаемого положения. К. отторгли английские обозначения дней недели и месяцев (как языческие по сути своей) и ввели наименования типа "1-й месяц", "2-й месяц", "1-й день", "2-й день" и т. п.

К. настороженно относятся к чрезмерному накоплению богатства: согласно их учению, "если кто станет обладателем большого достатка, пусть не забывает, что он — лишь управитель, обязанный отчитаться в справедливом употреблении доверенных ему благ". Как писал Дж. Вулмэн (глава "О предпринимательстве" в "Книге поучений"), "мы призываем всех помнить, что никто не должен пускаться на такие предприятия, в основе которых лежат зачастую обманчивые перспективы, связанные со спекуляцией или риском; пусть лучше удовольствуется жизнью скромной и умеренной, сообразно принципу самоотречения, каковой мы исповедуем".

С течением времени движение К. пережило ряд расколов. В 1827 в США из конфессии вышли либеральные последователи (хикситы) талантливого проповедника Элиаса Хикса (1748—1830). В 1845—1859 К. раскололись на приверженцев (ортодоксы или герниты) Джозефа Джона Герни (1788—1847, английского банкира и филантропа, евангелиста) и сторонников (вилбуриты) тогдашнего лидера сообщества Джона Вилбура (1774—1856), стремившегося сохранить простоту нравов и опиравшегося на мировоззренческие постулаты квиетизма.

В настоящее время среди К. преобладают ортодоксы: американское Объединенное собрание друзей с центром в г. Ричмонд и английское Религиозное общество друзей с центром в Лондоне. Хикситы объединяются Генеральной конференцией друзей с центром в Филадельфии (США). Ежегодные собрания К. считаются высшей формой их объединений.

Сторонников движения К. в конце 20 в. насчитывалось порядка 500 тыс. чел.: в США — около 130 тыс., в Кении — более 110 тыс., в Боливии — более 40 тыс., в Великобритании — более 30 тыс. и др.


Определения, значения слова в других словарях:

Смирнов М.Ю. Реформация и протестантизм
КВА́КЕРЫ (от англ. quakers — трясущиеся; официальное самоназвание — "Общество Друзей") — последователи одного из пуританских течений (см. пуританизм) в протестантизме, придерживающиеся идеалов христианского гуманизма, веротерпимости и ненасилия.Основоположником считается...
Христианское разномыслие
КВА́КЕРЫ (РЕЛИГИО́ЗНОЕ О́БЩЕСТВО ДРУЗЕ́Й) (от англ. quake — трястись) — христианское движение, основанное в середине XVII в. в северо-восточной Англии Джорджем Фоксом (1624—1691). Свое название получили за то, что начинали трястись, когда чувствовали, что...
Философский словарь
(от англ. quake - трястись, дрожать) — протест, секта, возникшая в Англии в 17 в. Основателем секты бь»л ремесленник Дж. Фоке. Особенность вероучения К. сводится к утверждению, что истина веры проявляется не в том или ином церк. учении, а в некоем акте «озарения св. духом», «...

Поделиться:

Реклама