Индивид - это...

Индивид [от лат. individuum — неделимое] — единичная особь Homo sapiens, отдельное человеческое существо, единство социального и биологического, в котором определяется уникальным сочетанием генетически запрограммированного и социально приобретенного индивидуального набора черт, свойств, качеств. Именно в связи с этим принципиальной характеристикой индивида выступает его способность преодолевать свою изначально заложенную биологическую ограниченность и реально, при этом вполне осознанно управлять своей поведенческой активностью и контролировать практически весь комплекс важнейших психологических процессов. "-Оба значения термина "-индивид"- взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности. Наиболее общие характеристики индивида — целостность психофизиологической организации- устойчивость во взаимодействии с окружающим миром- активность. Признак целостности указывает на системный характер связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения индивида. Устойчивость определяет собой сохранность основных отношений индивида к действительности, предполагая вместе с тем существование моментов пластичности, гибкости, вариативности. Активность индивида, обеспечивая его способность к самоизменению, диалектически сочетает зависимость от ситуации с преодолением ее непосредственных воздействий"- (А. -Г. -Асмолов). В рамках социально-психологической науки понятие "-индивид"- употребляется в содержательной связке, прежде всего, с понятием "-личность"-. В первую очередь, это связано с тем, что природные характеристики и свойства индивида проявляются в личности как базовые социально обусловленные ее элементы. Помимо этого, в целом ряде концепций понимания личности именно особенности собственно индивидной репрезентации в системе социального бытия рассматриваются как самоценные личностные ипостаси.

Так, например, в рамках концепции персонализации (В. -А. -Петровский), базовым положением которой является представление о единстве, но не тождестве понятий "-индивид"- и "-личность"-, именно наличие социогенной потребности индивида в персонализации задает одновременно и самоценность, и взаимообусловленность трех ипостасей личностного существования индивида: 1) как относительно устойчивой совокупности интраиндивидных качеств (симптомокомплексы психических свойств, образующие ее индивидуальность, мотивы, направленности личности, структура характера личности, особенности темперамента, способности)- 2) как включенности индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе могут трактоваться как носители личности их участников- 3) как "-идеальной"- представленности индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе за пределами их актуального взаимодействия, как результата активно осуществляемых человеком смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер личности других людей.

Проблеме соотношения понятий "-индивид"- и "-личность"- уделяли большое внимание и другие отечественные психологи, в частности, А. -Н. -Леонтьев. С его точки зрения, "-понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни.... Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. ... Как и сознание человека, как и его потребности, ... личность человека тоже &ldquo-производится&rdquo- — создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом трансформируются, меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности"-221.

Надо сказать, что в зарубежной психологии, далекой от "-марксистско-ленинской методологии"- и теории деятельности, этих двух "-священных коров"- психологии советской не уделялось сколько-нибудь серьезного внимания разведению содержания понятий "-индивид"- и "-личность"-. Более того, они нередко употребляются как полностью синонимичные. Вместо этого там серьезно рассматривали вопрос о том, насколько обосновано и корректно "-изолированное"- изучение тех или иных аспектов личности или видов человеческой активности, вне целостного личностного контекста. Именно в этой связи чаще всего используется понятие "-индивид"-, чтобы подчеркнуть неизменную целостность субъекта.

Одним из первых крупных ученых, кто последовательно проводил идею о том, что "-...человек является единым и самосогласующимся организмом..."-222 был А. -Адлер. Не случайно свою теорию развития личности и построенную на её базе психотерапевтическую систему он более чем красноречиво назвал индивидуальной психологией.

С точки зрения А. -Адлера, "-...ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом. Индивидуум представляет собой неделимое целое как в отношении взаимосвязи между мозгом и телом, так и в отношении психической жизни. По убеждению Адлера, главное требование к индивидуальной психологии состоит в том, чтобы доказать это единство в каждом индивидууме: в его мышлении, чувствах, действиях, так называемом, сознании и бессознательном, в каждом проявлении личности. Структуру самосогласующейся и единой личности Адлер определял как стиль жизни"-223. По мнению многих зарубежных специалистов, "-в этой концепции более, чем в какой-либо другой, выражена ...попытка рассматривать человека как единое целое"-224. Заметим, что диаметрально противоположным индивидуальной психологии А. -Адлера является ортодоксальный бихевиоризм, исходящий из того, что любой человеческий поступок является ситуативной реакцией на внешний стимул.

С точки зрения А. -Адлера, развитие индивида возможно только во взаимодействии с другими людьми: "-Ведущим в теории Адлера является положение, согласно которому все поведение человека происходит в социальном контексте, и суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений. Более того, у каждого человека есть естественное чувство общности, или социальный интерес — врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества"-225. Как сообщают Л. -Хьелл и Д. -Зиглер, "-акцент на социальных детерминантах поведения настолько важен в концепции Адлера, что он приобрел репутацию первого социального психолога в современной теории психологии"-226.

Особое значение А. -Адлер придавал социальным контактам индивида в детстве. Уникальной частью концепции и психотерапевтической системы, разработанных А. -Адлером, является анализ влияния порядка рождения на стиль жизни индивида. Первый ребенок в семье вполне естественно получает от родителей максимум заботы и внимания, но только до тех пор пока не появится второй ребенок. В этой ситуации первенец вступает в борьбу за родительское внимание, в которой, как правило, терпит поражение: "-В результате подобной семейной борьбы первенец &ldquo-приучает себя к изоляции&rdquo- и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении. Адлер также полагал, что старший ребенок в семье скорее всего консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству"-227.

Средний ребенок уже самой ситуацией рождения объективно включен в конкуренцию с первенцем. В результате, согласно А. -Адлеру, второй ребенок часто "-...вырастает соперничающим и честолюбивым. ... Чтобы добиться превосходства, он использует как прямые, так и окольные методы. Адлер также полагал, что средний ребенок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятность возможных неудач"-228.

Младший (последний) ребенок в семье, с одной стороны, пользуется привилегиями всеобщего любимца и является объектом заботы как со стороны родителей, так и со стороны старших детей и, одновременно, может испытывать сильное чувство неполноценности и зависимости. Тем не менее, по мнению Ф. -Адлера, он "-...обладает одним преимуществом: у него высокая мотивация превзойти старших сиблингов. В результате он часто становится самым быстрым пловцом, лучшим музыкантом, наиболее честолюбивым студентом. (Этот момент отчетливо отражен в многочисленных сказках самых разных народов, в которых именно младший ребенок добивается наибольших успехов — В. -И., М. -К.) Адлер иногда говорил о &ldquo-борющемся младшем ребенке&rdquo-, как о возможном будущем революционере"-229.

Если же ребенок оказывается единственным в семье, то, будучи лишенным возможности конкурировать с братьями и сестрами и являясь эпицентром материнской заботы, он нередко вынужден вступать в конкуренцию с отцом. Кроме того, он может испытывать трудности во взаимоотношениях со сверстниками. По мнению А. -Адлера, такой ребенок "-...слишком долго и много находится под контролем матери и ожидает такой же защиты и заботы от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм"-230.

Необходимо отметить, что, придавая большое значение порядку рождения и другим факторам, опосредствующим развитие личности в детстве, А. -Адлер отнюдь не считал что индивид представляет собой неизменный продукт механистического "-сложения"- наследственности и воздействия окружающей среды. По его мнению, все без исключения люди "-...обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью — свободная, осознанная активность является определяющей чертой человека. Эта творческая сила влияет на каждую грань человеческого опыта: восприятие, память, воображение, фантазию и мечты. Она делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом, архитектором своей собственной жизни"-231.

Хотя в целом эмпирическая валидизация концепции Ф. -Адлера до сих пор не проведена, что во многом объясняется широтой и абстрактностью многих ее положений, ряд ключевых пунктов данной теории получил подтверждение во многих исследованиях. Так, например в 1973 г. в Нидерландах была предпринята попытка выявить взаимосвязь между порядком рождения и интеллектуальными достижениями индивида. "-В исследовании, в котором приняло участие около 400 мужчин... была получена высокая положительная корреляция между порядком рождения и показателями невербального теста интеллектуальных способностей. Первенцы по уровню интеллектуальных достижений превосходили следующих по порядку рождения детей в тех семьях, где было от двух до девяти детей. В сходном исследовании было показано: положительная связь между порядком рождения и интеллектуальными достижениями сохраняется и в том случае, когда учитываются такие переменные, как школьная успеваемость у родителей испытуемых, доход семьи и возраст матери"-232.

Не менее интересные результаты, также подтверждающие идею А. -Адлера, были зафиксированы в целом ряде других исследований. Так, в частности, "-...было обнаружено, что первенцы лидируют в популяции практически в каждой области академических знаний. Например, было отмечено, что старшие сыновья преобладают среди президентов Соединенных Штатов Америки, в то время как среди кандидатов, потерпевших поражение на выборах в президенты, такой закономерности не наблюдается. Первенцев было особенно много среди членов Конгресса США, а также они преобладали среди женщин, имевших научные степени в области медицины и философии"-233.

Идеи А. -Адлера получили дальнейшее развитие в концепции Э. -Эриксона и целого ряда других зарубежных психологов. Следует отметить, что в реальной социально-психологической практике, чаще всего отсутствует необходимость отчетливого разведения понятий "-индивид"- и "-личность"-, а потому употребление их в качестве синонимов вполне допускается. Однако в тех случаях, когда имеют место такие социально-психологические феномены как "-феномен поручика Киже"- и "-эффект Кеннеди"- (например, в логике концепции персонализации) такое разведение не только обосновано, но и совершенно необходимо именно с практической точки зрения.

Поэтому практическому социальному психологу, помимо чисто прикладных профессиональных навыков и умений, владения современными техниками и технологиями тонкого психологического воздействия на группе и на отдельных его членов, необходимо, планируя программу психологической поддержки и сопровождения вверенной ему общности или организации, опираться на базовые психологические знания и распознавать те вопросы, которые касаются собственно личностно развивающих задач, и тех проблем, которые стоят перед ним на уровне, по сути дела, лишь интраиндивидного анализа.


221 Леонтьев -А. -Н. Индивид и личность // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2002. С. 40—41.

222 Хьелл -Л., Зиглер -Д. Теории личности. СПб., 2004. С. 165.

223 Там же.

224 Там же.

225 Там же. С. 166.

226 Там же.

227 Хьелл -Л., Зиглер -Д. Указ. соч. С. 178.

228 Там же. С. 179.

229 Там же. С. 165.

230 Там же.

231 Там же. С. 166.

232 Хьелл -Л., Зиглер -Д. Указ. соч. С. 188.

233 Там же. С. 189.


Определения, значения слова в других словарях:

Социальная психология. Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева
Индивид [лат. individuum — неделимое] — 1) Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного (см. Генотип; Фенотип), носитель индивидуально своеобразных черт (...
Словарь Логики
Индивид(от лат. individuum - неделимое)  — единичное как противоположность совокупности, массе; отдельное живое суще­ство, особь, отдельный человек, в отличие от стада, группы, коллек­тива. В логике И. называют любой объект, обозначаемый еди­ничным, или собственным, именем....
Философский словарь
(от лат. individuum - неделимое) - единичное как противоположность совокупности, массе; отдельное живое существо, особь, отдельный человек, в отличие от стада, группы, коллектива. В логике И. называют любой объект, обозначаемый единичным, или собственным, именем. Логические...
Философский словарь
(от лат. individuum - неделимый) - понятия, используемые, как правило, для описания органических особей, для характеристики различных аспектов бытия человеческой личности. Применительно ? людям понятие "индивид" фиксирует представление о единичном человеке как своего рода...
Философский словарь
(лат.-неделимый; латинский перевод гр. слова – атом): абстрактный, анонимный, единичный представитель общества, лишенный конкретных содержательных характеристик и относящийся к роду «человек»; объект изучения социологии. В новое время наряду с понятием «индивид» было введено...
Философский словарь
(от лат. individum - неделимый) - понятия, используемые, как правило, для описания и отображения разнообразных ипостасей бытия личности. Понятие "индивид" (впервые введено в научный оборот Цицероном как латинский аналог греческого термина "атом"). Сопряжено с представлением об...
Новейший философский словарь
ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ (от лат individum - неделимый) - понятия, используемые, как правило, для описания и отображения разнообразных ипостасей бытия личности Понятие "индивид" (впервые введено в научный оборот Цицероном как латинский аналог греческого термина "атом")...
Психологическая энциклопедия
(Individ; Individual) - единичное, ни на кого не похожее существо. Отличается от существа коллективного."Психологический индивид отличается своеобразной и, в известном отношении, уникальной, неповторяемой психологией. Своеобразие индивидуальной психики проявляется не столько в...
Психологическая энциклопедия
есть единичное существо; психологический индивид отличается своеобразной и, в известном отношении, уникальной, то есть неповторяемой, психологией. Своеобразие индивидуальной психики проявляется не столько в ее элементах, сколько в ее сложных образованиях. Психологический индивид...
Психологическая энциклопедия
(лат. individuum- неделимое) - отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.

Поделиться:

Реклама