Гофман - это...

ГОФМАН (Goffman) Ирвинг (1922-1982) - американский социолог и психолог Представитель символического интеракционизма, создал свою версию последнего - драматургическую социологию Ученик ДжГ Мида Известен прежде всего своей первой работой "Я и маски" (1959), созданной на основе развернутого исследования поведения больных шизофренией, а также работами "Стигма" и "Приюты" ("Тотальные институты") Социальное взаимодействие трактовал не как складывающееся в интерпретационном по своей природе диалоге-игре (подход Блумера), а как задаваемое образом театральной постановки с заранее заданными функциональными позициями, хотя и постоянно переинтерпретируемыми в ходе взаимодействия Центральное понятие концепции - "Я сам", как "маска", как представленный образ роли, те человек берется в отвлечении от его "телесности", он здесь лишь предлог для предстоящего по "сценарию" Изначально он актер, уже предзаданный "профессионально", но еще относительно непредсказуемый, "недооформленный" в реальном ролевом взаимодействии Границы того, что и кого можно представить, задает "сцена" с имеющимся на ней "реквизитом" Результат постановки зависит прежде всего от характера "постановки" (сценария, режиссеров и тд), с одной стороны, и поддержки (или неподдержки) действа "публикой" Публике в структурировании социального взаимодействия Г отводятся доминирующие позиции в "драме", без нее нет театра Причем актер может "представлять" как совместно с другими (чаще всего), так и сам по себе Более того, он может стать публикой сам для себя, когда "я" разговаривает со "мной" или с "обобщенным другим" Его "игра" - это скорее сопротивление себе, чем публике Каждый из элементов подготовки наделен той или иной мерой власти и ролевым образом дистанционно определен в пространстве взаимодействия Социальная (ролевая) дистанция у Г - это различение своих ролей и себя самого, что позволяет отделить ролевую и личностную ипостаси и бесконфликтно дискриминировать одну из них В противном случае возможны два равно нежелательных исхода: или человек запутывается в хитросплетениях жизни, теряя представление об ориента-циях и границах, или попадает в категорию психически больных И, наоборот, чем сильнее способность актера смотреть на себя и свое выступление, умение дистанцироваться от себя самого и занимать, следовательно, рефлексивную позицию, тем выше его социальная компетентность Отсюда еще два понятия концепции Г: "честный актер", те не осознающий, что он представляет, и идентифицирующий себя с ролью; "циничный актер", который неидентичен роли и хорошо это осознает "Честный" при этом не обязательно "хороший", а "циничный" - "плохой", эти понятия вводятся для описания рефлексивно-дистанционных отношений, а не для характеристики морально-нравственной стороны социального взаимодействия Эти характеристики и параметры театральной постановки рассматриваются Г как вневременные (константные), что не исключает их специфически культурной окраски и мастерства актеров, развертывающих "пер-форманс" (представление) жизни Таким образом реализуется главная установка драматургической социологии - "изучать не столько людей и мгновения их жизни, сколько мгновения жизни и людей в них"


Поделиться:

Реклама