Бытие - это...

- одна из главных тем (и проблем) философии, представленная в постоянных попытках дать понятие о всеобщем процессе, объемлющем человеческое существование, выразить взаимосвязь различных форм мироздания. В обычном употреблении принятия о Б. частично совпадают с понятиями универсума, космоса, вселенной, природы, жизни. В попытках определения Б. скрывается и обнаруживается парадоксальность понятия о Б.: оно ориентировано на предельно общие характеристики существующего, но постигается через размерности сущего, его структуры и воспроизводимость. Вместе с тем Б. как обобщение так или иначе указывает на связь, порядок или иерархию различных видов, процессов, вещей, событий и т. Д.; возникает проблема сопоставления Б и отдельных его аспектов, разновидностей, форм. Б. рассматривается как единство и многообразие (Б. и субстанция), как устойчивость и изменчивость (Б. и становление), как прерывность и непрерывность (Б. и процесс). Определение отдельных аспектов Б. ведет к закреплению их характеристик за определенными категориями; собственно, проработка философских категорий в значительной мере определена именно задачей понимания Б., созданием и совершенствованием инструментов такого понимания. Философия, отправляясь от предельно абстрактных трактовок Б., движется к более конкретным представлениям о нем, пытается связать их с разными формами человеческого опыта, с качествами и свойствами самого человека. Поскольку представления о человеке и его существовании в мире долгое время носят тоже весьма общийхарактер, отношение человека к Б. и Б. самого человека определяются абстрактными категориями, и проблематика человеческого Б. по сути, "замыкается" связыванием философских категорий. Особое место в трактовках Б. занимает сопоставление Б. и сознания. Философская разработка этой темы идет наиболее интенсивно начиная с эпохи Возрождения, когда в связи с развитием промышленности, техники и науки философия начинает довольно жестко противопоставлять познающего и сознающего субъекта и объекты его познания и сознания. В более широком смысле происходит сдвиг в структурах человеческой деятельности, указывающий на возможности человека осваивать все новые природные пространства и процессы, подчеркивающий различия искусственных устройств, создаваемых человеком, и естественных объектов, в которых ему представлено Б. Сознание человека, т. о., как бы отделяется от связей Б. и противопоставляется им как качество суверенного субъекта. В этом качестве оно рассматривается либо как отражение (как "вторичное"), либо как творческая сила (как "первичное"), но в любом случае как нечто взаимодействующее с Б. через познание и деятельность человека. Познавательная, гносеологическая трактовка сознания становится доминирующей; место, значение, роль сознания в структурах Б., в связях человеческого Б. остается неопределенной и непонятной. Тезис о зависимости сознания от Б., об "отражении" сознанием Б. проблемы не проясняет, поскольку указывает на "удвоение" Б. в сознании, а не на Б. сознания, не раскрывает сути сознания как связи и формы Б. Противопоставление Б. и сознания имеет смысл в рамках теории познания, в границах познавательных процедур сопоставления образа и прообраза, мысли и объекта, модели и реальной системы. За пределами специализированной познавательной деятельности оно утрачивает свое значение. Попытки строить концепции Б. (онтологии), исходя из гносеологического противопоставления Б. и сознания, порождают противоречия и парадоксы; сознание, ставшее познавательной или логической абстракцией, оторванное от Б., от Б. человека прежде всего, будучи "включенным" в Б., не укладывается в размерности его конкретных видов, форм, в структуры человеческой деятельности. Собственно онтологическая трактовка сознания предполагает постановку вопросов о необходимости и возможности сознания в процессе Б., о дистанцировании субъекта и объекта познания как формы обнаружения Б., о мысли как "мышлении бытия" (Хайдеггер). Вопрос о бытийности сознания указывает фактически на проблематику включения человеческого Б. в общефилософскую трактовку Б., об определении роли и значения этой проблематики в общих онтологических представлениях. В различных философских направлениях эта проблематика варьируется от определения общей судьбы человека до построения конкретных онтологии, типологий и моделей социальности, выявляющих временные, пространственные и организационные параметры человеческого Б., его связей с миром. Так, философия экзистенциализма акцентирует внимание на существовании как особой сфере соотнесенности человека и его опыта с Б. Философия русского космизма выявляет возможности взаимодействия человека с космической и биологической эволюцией. В конце XX столетия формируется устойчивая ориентация различных философских направлений на рассмотрение Б. как полисистемного процесса, на преобразование философских и научных средств для формирования соответствующих методологий и мировоззрения (см. "Онтология", "Онтология социальная", "Процесс"). В. Е. Кемеров


Определения, значения слова в других словарях:

Энциклопедия "Религия"
БЫТИЕ, Книга Бытия — первая книга канона еврейской Библии, или Танаха, а также христианской Библии, точнее — Ветхого Завета. Название "Б." — перевод названия, данного книге в Септуагинте еврейскими переводчиками, толкователями Писания, в связи с ее содержанием: Genesis —...
Философский словарь
- категория, фиксирующая основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего); в структуре философского знания выступает предметом онтологии (см. Онтология); в теории познания рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех...
Философский словарь
категория философии, с помощью которой определяется нечто, что есть сущее как таковое. Атрибутом бытия обладает человеческая жизнь, а также вся действительность – как материальная, так и духовная.
Философский словарь
— название первой книги Ветхого завета в рус. переводе Библии; в евр. оригинале она названа по первому слову текста «Берешит» («В начале»), в переводах на новые языки - «Генезис» («Происхождение»). Первые главы содержат мифологич. историю сотворения мира и человека, грехопадения...
Философский словарь
- 1) все, о чем можно сказать, что оно "есть" или что оно "не есть ничто"; общеесвойство всех вещей - их "способность быть", к какому бы роду вещей они ни принадлежали. Признание бытия чего-либо является необходимой априорной предпосылкой всякого познания вещей, их сравнения...
Философский словарь
- двуединство окружающего человека мира и самого человека в этом мире [наше определение]. Для каждого человека имеется одно свое бытие. По [2] - философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю... Рассматривая...
Философский словарь
- независимое от сознания существование объективного мира, материи, природы; философская категория, обозначающая объективную реальность (материя, природа), существующую независимо от сознания человека; несводимое лишь к материально-предметному миру, бытие обладает различными...
Новейший философский словарь
БЫТИЕ - категория, фиксирующая основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего); в структуре философского знания выступает предметом онтологии (см ОНТОЛОГИЯ); в теории познания рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и для...

Поделиться:

Реклама