Булгаков - это...

БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871-1944) - русский религиозный философ, богослов, экономист Окончил юридический факультет Московского университета (1896) Профессор политэкономии в Киеве (1901-1906) и Москве (1906-1918) Депутат Второй государственной думы В 1918 принимает священнический сан В 1919 переезжает в Крым, где преподает политэкономию и богословие С 1923 - в эмиграции, декан и профессор догматики русского Богословского института в Париже (1925-1944) Основные сочинения: "О рынках при капиталистическом производстве" (1897), "Капитализм и земледелие Тт 1-2" (1900), "Основные проблемы теории прогресса" (1903), "От марксизма к идеализму" (1903), "Без плана" (1904), "Неотложные задачи (О союзе христианской политики)" (1906), "Героизм и подвижничество" (1909), "Два града Исследования о природе общественных идеалов Тт 1-2" (1911), "Философия хозяйства" (1912), "Свет Невечерний" (1917), "Тихие думы" (1918), "Купина неопалимая" (1927), "Друг жениха" (1927), "Лествица Иаковля" (1929), "О Богочеловечестве Трилогия ("Агнец Божий", 1933; "Утешитель", 1936; "Невеста Агнца", 1945), "Апокалипсис Иоанна" (1948), "Философия имени" (1953) и др Занял уникальное положение в духовной панораме своей эпохи, став типичным выразителем православного реформационного сознания Начинал как марксист, однако стремление углубить марксову теорию привело Б, особенно под влиянием гносеологии Канта, к разочарованию в идеях Маркса и переходу "от марксизма к идеализму" Решающее влияние на духовную эволюцию Б имели учения BC Соловьева, Флоренского, Шеллинга Философия, согласно Б, есть саморефлексия или логическое начало жизни как не разгадываемой умом, а лишь переживаемой тайны бытия, единства логического и алогического, что приводит мысль к Абсолюту и сверхлогическому знанию, антиномии трансцендентного и имманентного, в попытках разрешить которую философия обращается к высшей форме опыта - опыту религиозному Однако здесь заключена трагедия философии: стремясь создать систему, философ обнаруживает невозможность логической дедукции мира из самого себя Закономерно, что в эмигрантский период Б обращается к чисто богословскому творчеству, хотя и пронизанному философскими темами Основной мотив философии Б - оправдание мира, утверждение ценности и осмысленности здешнего бытия Четко различая Абсолют и космос, что выражено в его исходном тезисе "миру не принадлежит бытие - оно ему дано", Б считает, что именно этим утверждается творческая сила и неистощимость мира Представляя множество бываний, тварное бытие имеет универсальную подоснову - материю, те духовную телесность, живоносное, рождающее начало всего многообразия мира Исток и направленность творческой активности материи в контексте проблемы "Бог и мир" Б раскрывает в учении о Софии, ядре его философии В процессе эволюции Б приходит к идее двух Софий (или двух ее центров) Первая, или Божественная, София есть душа, идеальная основа мира, всеорганизм идей или божественных замыслов Вторая же, тварная, становящаяся София есть просвечивающий в самом мире лад бытия, потенциальная красота, которую призван осуществить человек Б с большим трудом, в основном логическими ухищрениями, удавалось преодолеть явный крен его софиологии к пантеизму, а также ее отдельные несоответствия догмату Трехипостасности Необходимость решения задачи оправдания мира приводит Б к пониманию его как объекта труда, хозяйства (домостроительства) Падшее бытие характеризуется борьбой жизни и смерти, организма и механизма, свободы и необходимости Хозяйство и выступает как процесс (в перспективе охватывающий весь космос) расширения поля свободы, превращения материи в живое тело (организм), очеловечивания природы, иными словами, как культура, те трудом реализуемый рост жизни Возможность хозяйства вытекает из софийности природы, ее единосущности человеку, что раскрывается Б посредством анализа потребления, основанного на изначальном тождестве всего сущего ("метафизическом коммунизме бытия"), и производства как взаимопроницаемости субъекта и объекта в силу их метафизической однородности Высшее выражение софийности хозяйства - искусство как теургия (или софи-ургия) В процессе ософиения мира раскрывается и тайна познания, являющегося элементом самой жизни, где я и не-я изначально тождественны, причем в силу единства логического и алогического в жизни, мышление характеризуется антиномизмом Софилогический анализ хозяйства явился матрицей, по которой Б строил другие софиологии: пола, творчества, власти, смерти Очевидно, что софиология Б оборачивается антропологией, рассматривающей человека в качестве центра мироздания, микрокосма, соединяющего в себе относительное и абсолютное, что делает возможным как обожествление жизни, так и сатанинский соблазн самости Человек трансцендентен Богу: получая от Него план своей жизни, он воссоздает не "образ", но "подобие" и свободен только в способе отношения к этому плану В итоге человек растворяется в человечестве (хозяйство есть исключительно общественный процесс) как полноте человеческих сил Эта всечеловечность индивидуальности есть, по Б, антропологическая аксиома Путь преодоления антиномичности человека - в религиозном самоуглублении, что делает антропологию христологией и эсхатологией Религия и есть живое чувство связи ограниченного Я с бесконечным и высшим, стремление к совершенству, это разрешение вопроса о ценности моей жизни, моей личности на основе мистического осознания того, что человек есть о-Боженная тварь, Бог по благодати Уклонение от начертанного Христом пути есть своеволие, зло как внесофийный паразит бытия Очевидна противоречивость учения о свободе Б: фактически свобода фаталистична, являет собой неустранимый момент акта творения, но при этом распространяется лишь на ход исторического процесса, но не на его исход На первом плане у Б всегда была историософская тема Обратившись к анализу социологии (социальной науки), Б обнаруживает недоступность ей конкретного творчества жизни (причинности через свободу) и необходимость ее онтологического обоснования Для историософии Б характерно трагическое и катастрофическое ощущение истории как неудачи, сочетаемое с уверенностью конечного восстановления ее софийности во вневременном плане Основу общественности, ее фермент составляет религия, и история должна быть понята как борьба двух градов - человекобожия и богочеловечества Человекобожие выражено в теориях прогресса, задающих ложный, внесофийный путь истории Богочеловеческий процесс есть осо-фиение твари как принятие благодати, движущей и творящей силой чего является церковь При этом в обоих вариантах предполагается активная деятельность человека В первом случае это - героизм, направленный на внешнее воздействие и ведущий к самообожению и сатанизму; во втором - подвижничество, те ориентация на внутреннее устроение личности, осознание своего долга, собственных обязанностей В этой концепции наиболее явна реформационная направленность творчества Б, закономерность его обращения к теоретическим и практическим вопросам христианской политики и пафос разработки им концепции "христианского социализма" Христианство, согласно Б, должно понять и принять правду социализма, отвергая, однако, его претензии на полное решение проблемы социального зла в рамках истории Ряд работ Б посвятил анализу судьбы России, усматривая исток ее трагедии в кризисе византийского православия, которое не было и не могло быть воспринято народом аутентично и выродилось в обрядоверие Путь возрождения России - покаяние и внутреннее религиозное преображение человека, его духовное самоопределение


Поделиться:

Реклама