Боэций - это...

БОЭЦИЙ (Boethius) Аниций Манлий Торкват Северин (480-524, казнен) - римский философ, ученый-энциклопедист, один из основоположников средневековой схоластики Государственный деятель По обвинению в государственной измене был заключен в тюрьму, где в ожидании казни написал художественно-философское сочинение "Утешение философией" Б созданы учебные руководства по арифметике, геометрии и музыке, в частности, были переведены "Начала" Евклида и "Арифметика" Никомаха Б перевел и прокомментировал логические сочинения Аристотеля, а также "Введение" Порфирия к аристотелевским "Категориям", что сыграло основополагающую роль в процессе введения аристотелизма в концептуальный оборот в рамках схоластики, радикально повлияв тем самым на содержательные приоритеты и оформление векторов развития последней Так, именно после перевода Б Порфирия схоластической проблематикой ассимилируется проблема универсалий (см УНИВЕРСАЛИИ) Посвятил ряд работ теологической тематике Основные сочинения: "Наставление в арифметике", "Наставление к музыке", "Комментарий к Порфирию", "О категорическом силлогизме", "О гипотетических силлогизмах", "О логическом делении", "Каким образом Троица есть единый Бог, а не три божества", "Могут ли "Отец", "Сын" и "Святой Дух" сказываться о божестве субстанционально", "Каким образом субстанции могут быть благими, в силу того, что они существуют, не будучи благами субстанциональными", "Против Ев-тихия и Нестория" Философские воззрения Б в целом характеризуются эклектичностью, сочетанием учений Платона, Аристотеля, неоплатонизма и стоицизма Проблема универсалий решалась Б следующим образом: роды и виды существуют только в единичном, а мыслятся только как общее Из десяти аристотелевских категорий Б обозначил категорию сущности как субстанцию, все же остальные - как акциденции, что привело к образованию в схоластической традиции устойчивой метафизической пары "субстанция - акциденция" Известная в схоластике метафизическая пара "форма - материя" также выделена Б из четырех причин Аристотеля В соответствии с последней парой он упростил аристотелевское понятие божественной субстанции, которое им было определено как чистая форма По утверждению Б, Бог не имеет привходящих свойств, все его свойства атрибутивны, в них бытие совпадает с тем, что обладает этим бытием Например, "величие" - это не отдельное божественное свойство, а весь Бог, то есть атрибут Б пытался оправдать христианские догматы разумом Так, понятие Троицы он представил конъюнкцией трех терминов, тождественных по субстанциальному признаку "божественности" При этом "Отец", "Сын" и "Святой Дух" не являются субстанциальными признаками, так как ни Отец, ни Сын, ни Святой Дух не выражают сами по себе всей божественной природы


Определения, значения слова в других словарях:

Энциклопедия "Религия"
БОЭЦИЙ, Боэтий (Boethius) Аниций Манлий Торкват Северин (480—524, казнен) — римский философ, ученый-энциклопедист, один из основоположников средневековой схоластики. Государственный деятель. По обвинению в государственной измене был заключен в тюрьму, где в ожидании казни...
Философский словарь
(ок. 480-524) - рим. философ, теолог и поэт, представитель теистич. ориентированного объек-тивн. идеализма. Он эклектич. сочетал аристотелизм, платонизм и неоплатонизм с принципами христианства. Общефилос. идеи Б. нашли отражение в его теологич. произведениях «О святой троице...

Поделиться:

Реклама