Барт Карл - это...

БАРТ Карл (1886—1968) — швейцарский протестантский теолог. Сын реформатского пастора из Базеля. Изучал теологические дисциплины в университетах Берна, Берлина, Тюбингена и Марбурга. Вел пасторское служение в реформатских общинах Швейцарии. Долгое время преподавал в Геттингенском, Мюнстерском и Боннском университетах; впоследствии профессор теологии в Базеле.Б. получил образование в традициях либеральной теологии Шлейермахера и Гарнака. Но во время Первой мировой войны переосмысливает значение рационалистических установок, не находя в них удовлетворительного объяснения развертывающихся кризисов общества, нравственности и веры. Истоки кризисных состояний Б. относит на счет глубокой пораженности грехом всего человеческого, включая разум. Причину несостоятельности прежних подходов он видит в чрезвычайном возвышении разумного человеческого начала в религии и низведении при этом Бога. Либерально-теологические реконструкции исторического образа Иисуса удаляют, по мнению Б., от Христа как Спасителя, а ведь именно в этом качестве он и необходим людям."Христологическая концентрация" стала любимым мотивом теологии Б. Бог абсолютно недоступен человеку в силу своей трансцендентности и потому, полагал Б., неведом "естественному знанию". Единственный способ открыть для себя Бога и восстановить с ним связь — осознание бессилия человека перед грехом, вера в боговоплощение через Иисуса Христа и спасающее значение Слова Божьего. Разрыв человека с Богом — это универсальный кризис. Поэтому задача христианской мысли состоит в поиске способов его преодоленият — теологии кризиса.В 1919 г. Б. публикует работу "Послание к римлянам" — комментарии к новозаветному тексту апостола Павла. Ее переработанный вариант 1922 г. многократно переиздавался и переводился на разные языки. Этот труд стал программным для нового направления протестантской теологии — т. н. "неоортодоксии". Последовавшие дискуссии, в том числе переписка 1923 г. с Гарнаком, обозначили явное расхождение взглядов Б. и либеральной теологии. Обобщением позиций Б. стали масштабные теологические систематизации "Христианская догматика" (1927) и "Церковная догматика" (которая выходила с 1932 по 1965 г. в 13 томах).В 1930-х гг. Б. активно полемизирует с идеологией движения "немецких христиан", требовавшей подчинить церковную жизнь нацистским партийно-государственным интересам. В этом явлении он усмотрел подтверждение ущербности "естественной теологии", привлекающей философские и социальные учения для понимания божественного и тем самым искажающей Откровение. Истинная теология должна строиться только на Слове Божьем без каких-либо идеологических привнесений.С 1933 г. Б. участвует в антинацистской "Чрезвычайной пасторской лиге" Мартина Ниемеллера, переросшей затем в Исповедническую церковь. На первом синоде Исповеднической немецкой евангелической церкви в мае 1934 г. Б. был одним из составителей "Барменской декларации", шесть статей которой содержат теологическую аргументацию в защиту духовной свободы христиан и утверждают зависимость церкви исключительно от Бога. Эта позиция Б. привела к его высылке в 1935 г. в Швейцарию.После Второй мировой войны Б. оставался привержен основным идеям "неоортодоксии", хотя ряд представлений был им принципиально уточнен. Пересмотру подвергся кальвинистский тезис о предопределении к спасению избранных. Бог, считал Б., видит прощенными не отдельных, а всех людей, узнавших о Христе, хотя сами они могут этого и не подозревать. Также было признано, что Бог говорит с людьми не только в Откровении, но и через "меньший свет" — физическое творение. Многие суждения Б. перекликались с мнениями авторитетных представителей Римско-католической церкви, вызывая их одобрение (папа Пий XII, теолог Х. Кюнг).Главным в теологии Б. можно считать концепцию Слова Божьего, которое рассматривается в трех измерениях: записанном, возвещаемом, явленном. Первое из них — данность Слова Божьего людям в тексте Священного Писания. Б. категорически против отношения к Библии как статичному своду, из которого, сродни использованию справочника, по мере надобности можно извлекать установленные Богом предписания. На самом же деле Слово Божье — это постоянно длящееся динамичное событие, совершаемое Богом для человека независимо от того, слышит или нет он это Слово. Пробуждает в людях способность слышать истины Откровения второе измерение Слова Божьего — возвещение его через деятельность церкви. Цель церковной организации — именно в свидетельствовании через обряд и проповедь о достоверности Слова Божьего. Проповедовать еще какие-то иные идеи церковь не имеет права, ибо тогда человеческое начинает заслонять божественное. Таким образом, речь Бога к человеку обращена и через Библию, и через институт церкви. Человек постоянно должен давать на нее свой ответ. В обоих случаях содержание разговора, связующего человека с Богом, — Иисус Христос, т. е. третье, явленное измерение Слова Божьего. Вне Иисуса Христа ни разговор с Богом, ни спасение невозможны.Заданная Б. манера теологического мышления обо всем существующем через динамику противоположности и единства двух уровней бытия — "горизонтального" (человеческого) и "вертикального" (божественного) дала основание именовать связанное с его именем направление диалектической теологией.


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
(1886-1968) - швейц. теолог-протестант, основатель диалектич. теологии. Призывал возродить подлинную еванге-лич. теологию, основывающуюся на традициях Лютера и Кальвина. В основе концепции Б. - идущее от Кьеркегора представление об абсолют, противоречии между человеком и богом,...

Поделиться:

Реклама