Августин Блаженный - это...

АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ (Augustinus Sanctus) (354-430) Аврелий - христианский теолог и философ, виднейший представитель патристики, признанный в православии блаженным, а в католицизме - святым и Учителем Церкви Сын язычника и христианки До принятия христианства (387) увлекался манихейством и скептицизмом С 395 епископ Гиппона (Северная Африка) Ярый противник инакомыслящих, жестоко боролся с ересями, особенно с манихейством, донатизмом и пелагианством: "Лучше сжечь еретиков живьем, чем дать им коснеть в заблуждениях" (А) А не признавал философии вне теологии Борясь с языческой античной философией, он на основе мистического неоплатонизма пытался превратить платоновские "идеи" в "мысли Творца перед актом творения", а "сверхчувственный мир" - в иерархию христианского неба с Богом во главе При этом А считал, что земная иерархия предопределена и управляется небесной Проповедуя всеобщую предопределенность, А утверждал, что Бог "от века" предназначил одних людей к спасению, других - к адским мукам независимо от их поступков Человеческую волю он считал слепым орудием воли Божьей Восприняв от римской традиции сугубо практический подход к философии ("истина" нужна человеку только потому, что без нее невозможно блаженство, к тому же познание указывает надежные блага и разоблачает ненадежные), А вопреки манихейскому дуализму разрабатывал неоплатоническую доктрину о бытии как совершенстве, с позиций которой зло представляется простым недостатком бытия Онтология А построена вокруг учения о Боге как принципе бытия Бытие же самого Бога, считает А, можно вывести из самосознания человека, из самодостоверности его мышления, в то время как бытие вещей - лишь более отдаленным образом Своей онтологией А предвосхитил ряд идей Р Декарта В отличие от античных мыслителей А одним из первых обратил внимание на проблему формирования человеческой личности и развития общества, его истории Первая проблема рассматривается им в "Исповеди" - лирико-философской автобиографии, в которой на основе глубокого психологического самоанализа А раскрыл внутреннее развитие себя как личности от младенчества до принятия христианства, показал противоречивость этого становления и пришел к выводу, что только Божественная благодать может спасти человека, избавить его от греха Проблема развития общества изложена А в его основном сочинении "О граде божьем" В нем А разработал христианскую философию мировой истории, согласно которой есть два противоположных друг другу вида человеческой общности: мир земной как достояние дьявола (государственность) и противоположный ему мир божий, который представлен католической церковью Отсюда задача церкви - одолеть мир дьявола, обратив все человечество в "истинную веру" Содержание мировой истории А сводит к этой борьбе, которая должна "церковь воинствующую" превратить в "церковь торжествующую" При этом А считал, что всякое насилие, будь то насилие над ребенком или государственное насилие, есть следствие греховной испорченности человека Оно хотя и неизбежно, но достойно презрения Отсюда и государственную власть А, хотя и признавал, но характеризовал отрицательно, называя ее большой разбойничьей шайкой Утверждая, что без помощи Бога человек способен только на грех, А противоречил своему же учению о церкви как "единоспасающей" силе христианства, которую всячески возвеличивал, ставил ее даже выше Евангелий А Сыграл важную роль в разработке католической догматики Он фактически разработал христианское учение о божественном предопределении, греховности человеческого рода, Божественной благодати, милосердии, искуплении, загробном воздаянии, таинствах и тд По существу в его учении христианская церковь получала теоретическое (богословское) обоснование своей доктрины Авторитет А в вопросах философии и теологии в эпоху средневековья был общепризнанным и непререкаемым во всем католическом богословии вплоть до 13 в, до Фомы Аквинского


Определения, значения слова в других словарях:

Энциклопедия "Религия"
АВГУСТИН Блаженный (Augustinus Sanctus) Аврелий (354—430) — христианский теолог. Родился в римской провинции Нумидия в г. Тагасте (современный Алжир). Сын язычника Патриция и христианки Моники (под влиянием которой муж незадолго до смерти — 370 — принял крещение и благодаря...

Поделиться:

Реклама