Атман - это...

АТМАН (санскр - дыхание, душа, я-сам) - в древнеиндийском религиозном умозрении и исходящих из него учениях - понятие, обозначающее всепроникающее субъективное индивидуальное духовное начало, "Я", душу Учение об А излагается в Упанишадах, где А - понятие, производное от смыслообразов пуруши и праны и в определенном отношении тождественное с ними, тк и пуруша (вселенский человек) и прана (дыхание) обозначают исходное начало и основу, "опору" жизни и мироздания Смысл понятия А подвижен и приобретает различные оттенки в контексте связи с другими понятиями: А - это и дыхание, и основа жизни, и человеческая душа Отдельно взятое понятие А не раскрывает проблему единого и многообразного Решение этой проблемы осуществляется через взаимосвязь понятий А - Брахман, где А наделяется смыслом единичного, субъектного проявления Брахмана, как всеобщего начала Определения основания как первичной реальности словами А - Брахман означает ее характеристику с двух сторон: субъектной и субъективной (А) и объективной (Брахман) При этом соотносительность понятий А и Брахмана носит многоуровневый характер: когда А отождествляется с телесным субъектом - Брахман символизирует космос; когда А выражает субъективное, мысленное или жизненное "Я" - Брахман предстает как космическая душа (хираньягарбха), когда А раскрывает смысл индивидуального, субъективного самопознания (интеллектуальное "Я", праджня) - Брахман несет в себе смысл самопостигающего и всепостигающего абсолюта (самосознающий ишнавара); наконец, на высшем уровне, когда субъект и объект слиты воедино, А становится высшим Брахманом, или блаженством Связь понятий А - Брахман в гносеологическом аспекте выражает признание самостоятельности и относительной обособленности души от телесной оболочки и от конкретного объектного воплощения (А скрыт и в "Я" человека, и в "Я" всех других существ, и в абсолюте, Брахмане), характеризует высшую форму познания - самопознание как блаженство, где А и Брахман слиты воедино Через взаимосвязь понятий А - Брахман в Упанишадах также предпринимается попытка установить функциональную связь между дыханием и мысленно-чувственными процессами, представить познание как синкретичный процесс восприятия внутреннего состояния и внешнего мира


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
порождение Параматмы – сверхдуши истинное «Я», в противоположность индивидуальному «Я» личности, которое человек считает собой. В самом широком смысле атман чего-то или (гораздо чаще) кого-то есть то, что делает это нечто или этого некто самим собою, то есть суть, сущность,...
Философский словарь
фундаментальное понятие индийской философии, берущее начало в Ведах и характерное для абсолютного большинства философских школ. Означает всепроникающее субъективное духовное начало, «Я», душу. Противостоит Брахману как высшей объективной духовной реальности и вместе с тем...
Философский словарь
- в индийской философии обозначает самый глубокий уровень самосознания человека. Согласно Упанишадам, " есть Брахман", т.е. в средоточии самосознания человека присутствует Самосознание всего мироздания.
Философский словарь
(санскр.) - одно из осн. понятий в религ.-мифологич. системе индуизма. В ведийск. лит-ре, прежде всего в Упанишадах, обозначает субъективное психич. начало, индивид, бытие, «душу», понимаемые -и в личном, и в универсальном планах. Как субъективное, индивид, начало А. выступает в...
Словарь индуизма
в общеязыковом значении существительное, выполняющее функцию возвратного местоимения в именительном и косвенных падежах, т. е. "сам, сам себя: собою" и пр. Отсюда очень рано, уже в упанишадах, развилось общекатегориальное философское значение: рефлексия, положенная как нечто...
Энциклопедия мифологии
(санскр. âtman), одно из кардинальных понятий в религиозно-мифологической системе индуизма.В ведийской литературе употребляется как местоимение («я», «себя»), затем в значении «тело» и, наконец (прежде всего в упанишадах), - как обозначение субъективного психического начала,...

Поделиться:

Реклама