Ариане - это...

АРИА́НЕ — последователи религиозного течения IV—VII вв., возникшего в поздней Римской империи, распространенного в Египте и среди германских племен и названного по имени его основателя — Ария, пресвитера Александрийского (256—336).

Арий учил, что Христос — небезначален и несовечен Богу Отцу, а является творением Бога. Спор о сущности Сына Божия и о Его подобии с Отцом, начавшийся в 318 г. между Арием и Александром, епископом Александрийским, привел к осуждению и изгнанию Ария из Александрии. Сторону Ария приняли многие епископы (в т. ч. Евсевий Кесарийский, Секунд Птолемоидский и Феон Мармарикский), пресвитеры и дьяконы. Арий перешел в Никомидию, где был принят в церковное общение епископом Евсевием Никомидийским.

Еще при жизни Ария А. разделились на два направления. Часть ариан (аномои) считала, что Сын Божий не рожден Отцом, а следовательно, не подобен Ему. Другая часть (омои) утверждала, что Сын Божий, являясь посредником между миром и Богом, подобен Отцу, но не по существу.

Споры между противниками и приверженцами Ария разрастались. В результате был созван I Вселенский собор, осудивший учение Ария как ересь и изгнавший его в Иллирию (современные Далмация, Босния, Албания). Понятие единосущия (т. наз. омоусианство, от греч. ομούσιον — единосущный), т.е. указание на единство и одинаковость Отца и Сына ("не слит по существу, но и не разделен"), нашло свое отражение в Никейском Символе веры: "Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого; и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рожденного от Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу…".

Однако после окончания I Вселенского собора учение А. продолжало распространяться. Император Констанций (353—361) также был на стороне Ария. Арий был возвращен из ссылки, но умер накануне принятие его в лоно церкви.

А. отделились от церкви и даже созывали свои соборы. После смерти Констанция учение А. окончательно потеряло свое значение.

К А. по своему вероучению близки полуариане и пневматомахи.

Полуариа́не (маркеллиа́не) — члены религиозного движения, названные по имени одного из основоположников — епископа Анкирского Маркелла. Маркеллиане утверждали, что Сын Божий подобосущен Отцу.

Пневматома́хи (македониа́не) — религиозное течение, основанное одним из последователей Ария — Македонием, епископом Константинопольским (355—359). Пневматомахи не признавали христианского учения о Святой Троице и считали, что Святой Дух сотворен, подобно ангелам, и находится в подчинении Бога Отца и Христа. Учение Македония было осуждено на Константинопольском Вселенском соборе (381), созванном императором Феодосием Великим.

Литература: Шмеман А., прот. Исторический путь Православия. М., 1993. С. 100—154; Болотов В. В. Собрание церковно-исторических трудов. В 4 т. М., 1999. Т. I, с. 375—395; Т. IV, с. 1—134; Карташев А. В. Вселенские Соборы. СПб., 2002. С. 7—17; Творения преподобного Иоанна Дамаскина. В 8 т. Т. 5. М., 2002. С. 123—155;


Определения, значения слова в других словарях:

Энциклопедия "Религия"
АРИАНЕ — последователи учения пресвитера Александрийского Ария (ум. в 336). Арий в 318 начал полемику с Александром, епископом Александрийским. По мысли Ария, Бог Сын не вечен, не существовал до своего рождения, не может полагаться безначальным. А. предлагали признать Бога Сына...

Поделиться:

Реклама