Ангел - это...

АНГЕЛ (от иврит. "посланник", "вестник") — в иудаизме, исламе и христианстве — неорганические разумные существа, созданные Богом и служащие в качестве посредников между Ним и людьми.

Слово "А." употребляется в Библии в различных значениях: по отношению к Сыну Божьему, Иисусу Христу, и по отношению к людям — пророкам, священникам и епископам церквей, а также по отношению к неодушевленным предметам и явлениям природы, когда они предстают вестниками гнева Божьего. В собственном и узком смысле слово "А." в Библии обозначает личные, духовные существа, сотворенные Богом; они возвещают людям волю Божью и исполняют на земле Его веления.

Как неоднократно отмечали христианские богословы, в Пятикнижии (см. Тора) и отчасти в других книгах до Вавилонского плена (см. Танах) учение об А. не имеет достаточной ясности. Там иногда А. называет себя Богом (Быт 31:11—13) или видевший А. называет его Богом (Быт 16:7—13); вестник то отличается от Него, то сливается с Ним (Быт 22:11, 14; Исх 13:21; 14:19; Числ 20:16; Быт 19:15—24). Некоторая неопределенность библейского учения об А. объяснима, видимо, своеобразным взглядом Библии на отношение А. к Богу и к людям. А. в верованиях еврейского народа не имеют самостоятельного значения; они не боги и не полубоги, а только слуги и исполнители воли Господа. О них человек знает настолько, чтобы признать их вестниками Божества и в вестях их признать Божественное поведение. Например, когда Господь явился Аврааму (Быт 18:1—2), последний увидел трех лиц, а в последующем рассказе эти лица выступают то как несколько, то как одно; два из них отправились в Содом для спасения Лота, и они называются А.; одно же остается с Авраамом и называется Господом. Равным образом Бог или (по евр. тексту) А. Божий (Исх 3:2) явился Моисею (см. Моше) в горящей купине, а св. Стефан, напоминая об этом событии, называет явившегося Моисею то А., то Богом (Деян 7:31—35).

А. в Библии называются различными именами. Обычное название их — "вестник". Они называются "сынами Божьими" (Иов 1:6; 2:1), "святыми" (Дан 8:13), "живущими на небесах" (Матф 18; 10), "воинством небесным" (2 Езд 9:6), "духами" (Пс 150:6; Евр 1:14; Откр 1:4; Матф 8:16; Лук 10:20). Св. Писание, кроме того, упоминает о различных чинах ангельских: херувимы (Быт 3:24; Исх 25:22; Иез 10:1—20), серафимы (Исх 6:2), начальства, власти, господства (Еф 1:21; Кол 1:16), силы (Еф 1:21), престолы (Кол 1:16), архангелы (1 Фес 4:16; Иуд 9).

В Библии упоминаются также три собственных имени А.: Гавриэль, или Гавриил, — "Бог есть сила" (Лук 1:19, 26); Михаэль, или Михаил, — "кто, как Бог" (Дан 10:13, 21; 12:1; Иуд 9; Откр 12:7); Рафаэль, или Рафаил, — "исцели, Боже" (Тов 3:16). В 3-й Книге Ездры еще упоминаются А. Иеремиил — "высота Божья" (4:36) — и Уриил — "свет мой — Бог" (5:20), а раввины признавали имена и других А.

А. часто выступают в повествованиях Танаха, или Ветхого Завета. Так, А. дважды являлся Агари в пустыне и говорил с нею; А. предсказали Аврааму рождение Исаака и вывели Лота из Содома; А. воспрепятствовал Аврааму осуществить заклание своего сына; Иаков (см. Йааков), заснув, видел А., которые во множестве восходили до неба по лестнице и сходили с нее; А. являлся Валааму и указывал ему, что делать; А., с мечом в руке, обещал Иисусу Навину (см. Пророки) сражаться вместе с ним против неприятеля; А. напоминал народу о благодеяниях и желаниях Божьих; А. передал Гедеону (см. Пророки) поручение освободить народ; А. возвестил о рождении Самсона (см. Пророки). В иудаизме А., в отличие от христианского подхода, не обладают свободой воли, но являются "инструментами" в руках Всевышнего.

В Новом Завете рассказывается о подобных же явлениях А. — Захарии, Пресвятой Деве, праведному Иосифу, пастухам вифлеемским, святым женам после Воскресения. Спаситель говорит об А. малых детей, которые видят лицо Божье; об А., которые будут присутствовать на Страшном суде и отделят добрых от злых; об А., которые обитают на небесах и которым уподобятся избранные.

А. также являются слугами Божьими, которым поручается защищать праведных, расстраивать козни демонов, возносить молитвы людей к Богу; отводить душу в загробную жизнь; отделять добрых от злых на последнем Страшном суде. К каждому из людей приставлен А. для помощи ему в добрых делах; такой А. обыкновенно называется А.-хранителем. Каждый народ также имеет своего А., который служит его хранителем.

Верование в А.-хранителей не было особенностью иудеев и христиан; оно существовало и у древних греков, и у других народов. Апостол Павел говорит, что Закон и Откровение Моисеевы даны иудеям через А. Хотя в Св. Писании рассказывается о явлении А. людям в человеческом виде, однако не утверждается, что им свойственно иметь тело. А. невидимы, только по видимости принимают пищу, которую предлагают им.

А. составляют неисчислимое множество (Евр 12:22; Откр 5:11). А. — существа, сотворенные Богом для творения видимого мира; они духовны и бестелесны; если они принимают видимый образ — это только случайная форма, а не подлинное их бытие. Для А. не существует наших пространственных условий, но они не вездесущи. А. более совершенны, чем даже первозданный человек, но в совершенстве ограничены; несмотря на быстроту и глубину разумения, не всеведущи; несмотря на чистоту и святость, могут подвергаться искушениям.

В сочинении "О небесной иерархии", приписываемом св. Дионисию Ареопагиту, на основании ветхозаветных и новозаветных писаний А. разделяются на три иерархии, каждая из которых, в свою очередь, разделяется на три лика. Первая иерархия: серафимы, херувимы, престолы, непосредственно близкие к Богу. Вторая иерархия: господства, силы, власти, осуществляющие Божественное мировладычество. Третья иерархия: начала, архангелы, ангелы, непосредственно близкие к посюстороннему миру. Какое значение имеют степени ангельских иерархий — до сих пор однозначно не прояснено.


Определения, значения слова в других словарях:

Библейская энциклопедия
Ангел (Быт. XVI, 7-14). Это слово на греческом и еврейском языке значит: вестник. Слово ангел (вестник) часто прилагается и к людям (Лк. VII, 24, IX, 52). Употребляемое в общем смысле, оно выражает собой понятие о духовных существах и служении их, так как чрез них Господь являет...
Библейская энциклопедия Брокгауза
IЕвр слово малах и греч ангелос означают: "посланник", "вестник" Оба слова употребляются в Библии для обозначения как обычных посланников (Быт 32:3; Иак 2:25 - в Синод пер - "соглядатаи"), так и вестников (пророков, священников), посланных Богом (Агг 1:13; Мал 2:7; Мф 11:10); но...

Поделиться:

Реклама