Анабаптизм - это...

АНАБАПТИЗМ — в протестантстве — радикальное крыло Реформации в 16 в. Отличительной особенностью приверженцев А. была доктрина взрослого крещения. В первом поколении движения А. обращаемые проходили повторное крещение, что каралось смертной казнью по закону того времени. Все обращенные тем не менее были готовы в каждый момент любыми испытаниями доказать крепость своей веры перед судом или городскими властями.

По убеждению представителей А., крещение, производимое во младенчестве, выступает оскорбляющей Бога формальностью. Согласно представлениям А., лишь публичное признание в грехе, покаяние и принятие веры, скрепленное крещением в зрелом возрасте, являет собой истинное крещение. С позиций А., младенец не должен караться за грех до тех пор, пока он не осознает природу добра и зла и не станет способен проявить свободу воли в принятии либо отрицании крещения.

Согласно тезисам учения А., Церковь как сообщество спасенных (искупивших свой грех) должна быть отделена от государства, существующего для наказания грешников. Сторонники А. отвергали применение истинными христианами оружия для ведения войны или для сохранения общественных установлений, а также отказывались принимать гражданские присяги.

Не стремясь к реформе существующих институтов католичества, представители А. жаждали возродить дух и церковное устройство раннего христианства (см.). Сторонники А. были убеждены в своем пребывании в конце истории, с готовностью воспринимали собственных лидеров в качестве пророков и апостолов.

Движение А. возникло в Цюрихе (Швейцария), первое взрослое крещение состоялось в Золликоне (близ Цюриха) в 1525. Массовое распространение А. привело к созданию в 1527 "Шлейтхемской конфессии", в 7 статьях которой излагались основания вероучения.

Основными духовными лидерами А. были К. Гребель, М. Затлер, Г. Гут, Т. Мюнцер, Б. Хубмайер, Я. Гуттер, М. Гофман, Я. Матийс, Я. Бокелон (Иоанн Лейденский). Практически все они были казнены в 1525—1528, либо позднее умерли в тюрьмах.

В 1534 в г. Мюнстер (Вестфалия) Матийс и Бокелон основали коммунистическую теократию, отменив частную собственность и введя общность жен. В 1535 восстание было подавлено, его вожди и многие участники после долгих пыток были казнены. (В настоящее время мюнстерская коммуна рассматривается как не вполне соответствующая догматам А.)

Многие тысячи приверженцев А., осознавая себя в статусе жертв гонений на христиан первых трех веков христианской истории, отдали жизнь за свои взгляды в позднесредневековой Европе.

Последователи Гуттера сохранили в целостности значительную часть своих воззрений: коммунистические колонии — "гуттеритские группы" — и в начале 21 в. существуют на западе США и Канады.

Приверженцы А., исповедующие пацифизм, объединились на территории Нидерландов и на севере Германии под руководством М. Симонса и Д. Филипса. В настоящее время они признаны как религиозная секта меннонитов.


Поделиться:

Реклама