Акоста - это...

АКОСТА (правильнее — да Коста), д’ Акоста, Уриель (1585—1640) — еврейский философ, предшественник деистической "естественной религии" (см. Деизм, Естественная религия). Родился в г. Порту (Португалия) в семье марранов — португальских и испанских евреев, принявших (чаще всего насильственно) христианство, но продолжавших тайно соблюдать многие обычаи иудаизма. Отец А. был католиком (см. Католичество), однако после его смерти, во втором десятилетии 17 в., семья бежала в Амстердам, чтобы в более терпимой в религиозном отношении Голландии свободно исповедовать иудаизм. Позднее А. писал в своей автобиографии "Пример человеческой жизни", что он самостоятельно пришел к иудаизму и обратил в него всю семью, потому и изменил свое первоначальное имя "Гавриэль" на "Уриэль". Его представления об иудейской религии были выработаны на основе самостоятельного чтения Священного Писания (см. Танах, Тора, см. также Библия) и существенно отличались от ортодоксального иудаизма его времени (см. Ортодоксальный иудаизм). А. не принимал Талмуда и в целом раввинистической традиции (см. Рав, Раввин, Раввинистическая литература), идущей от фарисеев (см. Перушим) эпохи Второго Храма (см. Храм), что отчетливо выявилось в его книге "Исследование традиции фарисеев в сравнении с Писаным Законом" (1624). Писаным Законом А. именует, как это принято в иудейской традиции, Тору и полагает, что еврейские законоучители — талмудисты и раввины — исказили учение Пророка Моисея (см. Моше), что выразилось в усложненной обрядности и сухом формализме, а также в неприемлемом для него учении о бессмертии и загробной жизни (см. Ган Эден, Олам ѓа-ба). А. утверждал, что последние идеи не вытекают из Торы. Именно за это А. был подвергнут духовными властями еврейства Голландии отлучению от Синагоги — херему, а светскими — аресту и штрафу. Его книга была сожжена как оскорбляющая Бога.

В 1633, не выдержав изоляции от еврейской общины и полного одиночества, А. стал искать пути к компромиссу. Херем был снят, но А. продолжал развивать свои взгляды, расходившиеся с общей направленностью иудейской традиции, а в некоторых отношениях и со всеми теистическими религиями (см. Теизм). Так, он поставил под сомнение божественный статус учения Моисея, боговдохновенность библейских текстов, а также заявил, что все существующие религии были созданы самими людьми в процессе культурно-исторического развития. Однако А. не был атеистом (см. Атеизм): он не отрицал существования Бога как трансцендентной Сущности, являющейся первопричиной всего, но полагал, что следовать всем догмам и обрядам исторически сложившихся конфессий бессмысленно, ибо они изобретены людьми и не несут в себе объективной истины о Боге. С его точки зрения Бог — высшая санкция этических принципов и законов человеческой природы и природы вообще, поэтому нужно следовать этим этическим принципам и естественным законам, отказавшись от какой бы то ни было обрядности. Тем самым А. предваряет многие положения "естественной религии" — поверх конфессиональных барьеров — эпохи Просвещения. За эти еретические взгляды и несоблюдение законов еврейской религиозной жизни (см. Галаха, Мицвот) А. вновь был подвергнут херему. В 1640 он публично покаялся (см. Тшува), причем его подвергли — как кающегося еретика — традиционным 39 ударам плетью, и все при выходе из синагоги символически попирали его ногами (т. е. переступали через него). Это стало столь большим потрясением для А., что дух его был окончательно сломлен и вскоре он покончил с собой.

А. рассматривается в еврейской традиции и в европейской культуре как первый еврейский вольнодумец эпохи Нового времени, как предшественник Б. Спинозы, окончательно порвавший с иудаизмом и пришедший к вольнодумству. Однако в конце 20 в. на основаниии тщательного изучения документов из архивов португальской инквизиции была выдвинута гипотеза, что мировоззрение А. в своем истоке было особой формой марранского иудаизма, вдохновленного в нем кем-то из родственников по материнской линии.

Трагическая судьба А. привлекла к себе внимание европейских и еврейских писателей, основным источником сведений для которых стала его автобиография "Пример человеческой жизни" (рус. пер. — в кн.: Критика иудейской религии. М., 1964). Наиболее популярный образ А. как бесстрашного и страдающего за свои убеждения мыслителя создал немецкий драматург К. Гуцков в трагедии "Уриель Акоста" (1847), которая содержит много отступлений от фактов, что закономерно в художественном произведении. Образ А. предельно укрупнен, романтизирован и предстает как воплощение смелой и свободной человеческой мысли, независимости человеческого духа, нонконформизма. Трагедия Гуцкова имела большой общественный резонанс и оказалась главным источником представлений об А. среди широкой публики, а также оказала влияние на последующие произведения о нем. Особенно большой успех трагедия Гуцкова имела в переработке на языке идиш на сцене еврейских театров Восточной Европы и Америки в конце 19 — начале 20 в. По мотивам трагедии Гуцкова написана одна из лучших опер В. Серова "Уриель Акоста" (первая постановка — 1885). А. посвящен очерк в книге еврейско-английского писателя И. Зангвила "Мечтатели гетто" (1898). Трехтомную биографию А. создал на иврите Й. Тверской ("Уриель Акоста", 1934—1935).

Г. В. Синило


Поделиться:

Реклама