Айер - это...

АЙЕР (Ауег) Алфред Джулс (1910-1989) - британский философ и логик, представитель неопозитивизма Профессор Лондонского (1946-1959) и Оксфордского (1959-1978) университетов Философские взгляды А сформировались под воздействием Рассела, Мура и Венского кружка, членом которого он был В работе "Язык, истина и логика" (1936) А дал классическое изложение доктрины логического позитивизма, которую стремился приспособить к традиции британского эмпиризма Предложения логики и математики считал аналитическими (априорными) и отделял от синтетических (эмпирических) предложений естествознания Главную задачу видел в элиминации "метафизики", те традиционных философских проблем и мировоззренческих вопросов Предложил вероятностную (косвенную) модель верификации, основанную на двух утверждениях: 1) предложение в конъюнкции с некоторыми другими посылками должно быть верифицируемо хотя бы в одном утверждении, не дедуцируемом непосредственно из одной из посылок; 2) эти посылки не должны включать в себя какое-либо утверждение, которое не было бы ни аналитическим, ни непосредственно проверяемым, ни способным к независимому его установлению в качестве непосредственно верифицируемого Фактически эта "поправка" А была равнозначна отказу от классической редукционистской схемы верификации и переходу к гипотети-ко-дедуктивной концепции построения научного знания Последняя предполагала выдвижение гипотез с последующим подтверждением их через эмпирически проверяемые следствия (те было снято требование возможности сведения теории к эмпирическому базису науки) Вопросы философии науки А сводил к логическому анализу и реконструкции языка последней вкупе с переводом соответствующих понятий в систему логически ясной и непротиворечивой терминологии Предложения "метафизики" для А "научно-неосмысленны", поскольку не являются ни логическими тавтологиями, ни эмпирическими гипотезами, представляя собой следствия логических и лингвистических ошибок В центре внимания раннего А - концепция "сильной" и "слабой" (вероятностной) верификации, однако в 1940-1950 под воздействием критики он стал трактовать принцип верификации как чисто методологическое требование установления осмысленности предложений А поддержал введение семантического определения истины в принцип верификации (утверждение истинности положения в метафизике эквивалентно факту принятия этого предложения в предметном языке) Тем самым верификация выступала как допустимость операции написания предложения, заменяющей чувственную верификацию операциями фиксации предложения А активно использует метод лингвистического анализа выражений естественного языка В работе "Проблема познания" (1956) рассматривал особенности восприятия, памяти, тождества личности, возможности познания "других сознаний", а физические объекты понимал как логические конструкции из "чувственных данных" В работе " Центральные вопросы философии" (1973), А квалифицирует свою философию как "усовершенствованный реализм", причем приверженность последнему он объясняет как результат выбора с точки зрения "удобства" Обращая внимание на разнообразие феноменов языка и их способов употребления, А отвергал идею о необходимости логической формализации и унификации языковых выражений А также известен как один из основателей доктрины эмоти-визма, отрицающей научную значимость утверждений теоретической и нормативной этики Осмысленность признавалась им только за утверждениями описательной этики (фиксация фактов реального поведения в конкретных социокультурных операциях) Теоретическая же этика, по А, конвенциональна, а нормативная этика есть дедукция из нее Однако, согласно А, главное в нормативной этике то, что она служит средством воздействия на поведение людей через навязывание им соответствующих воззрений


Поделиться:

Реклама