Адорно - это...

АДОРНО (Adorno), Визенгрунд-Адорно (Wiesengrund-Adorno) Теодор (1903-1969) - немецкий философ, социолог, музыковед, композитор Один из ведущих представителей Франкфуртской школы, внес крупный вклад в эстетику модернизма Творческую деятельность А начал уже в 17-летнем возрасте с опубликования первой критической статьи "Экспрессионизм и художественная правдивость" (1920), в которой речь шла об экспрессионистской драме Следом появляются полемические и критические статьи преимущественно о музыке В них предметом рассмотрения А становятся музыкальные направления, формирующие образ "музыкального ландшафта" 1920-х При этом метод анализа А феноменов передачи музыкального содержания характеризуется акцентированием не художественной выразительности, а когнитивного потенциала музыки, что свидетельствует о рациональном осмыслении музыкального материала С начала 1920-х вовлечен в интеллектуальную орбиту Франкфуртского института социальных исследований, вокруг которого стала складываться тн Франкфуртская школаФилософия А строилась на исходном мотиве о необходимости подвергать критике любые теории общества по мере исторического изменения последнего Ранние философские работы А были посвящены критическому разбору философских систем Кьер-кегора и Гуссерля, которые критиковались им за пренебрежение факторами социальной реальности и приоритетную трактовку субъекта В этот же период ярче всего сказались симпатии А по отношению к марксизму, - марксизму неортодоксальному, разработанному Лукачем и Коршем, некоторые установки которого А будет разделять в течение всей жизни Наиболее значимой для философии А была марксистская концепция товарного фетишизма, интегрированная с идеей Лукача об "овеществлении" В 1934 А эмигрировал из фашистской Германии в Великобританию, с 1938 жил в США В эмиграции связи А с институтом особенно укрепились, обернувшись интенсивным интеллектуальным сотрудничеством Результатом стала одна из важнейших работ А "Диалектика просвещения" (1947), написанная им совместно с Хоркхаймером В ней авторы бросили вызов вере в исторический прогресс, которая составляла незыблемый потенциал марксистской традиции История общества интерпретирована в книге как универсальная история просвещения Показано, что в ходе борьбы за выживание человек вынужден постоянно совершенствоваться в управлении миром в своих собственных субъективных целях Эта постоянная ориентация на господство изменяет сущность человеческого мышления, делая его несостоятельным в осуществлении своей собственной саморефлексии, низводя разум до значения неизменного во всех ситуациях инструмента Так процесс просвещения оборачивается последовательной рационализацией мира в субъективно-инструментальном смысле В ходе ее человеческий разум опускается до слепой процедуры формального автоматизма, осуществляемой им исключительно в поле действия самого себя Логическая и техническая "аппаратура подавления" внешней природы, созданная человеком с помощью науки и техники, через господство и разделение труда подавляет и природу самого человека Он все меньше распоряжается созданной аппаратурой, которая все более обособляется от него Опасность медленного дрейфа человеческого миропонимания в сторону укрепления пустого автоматизма сложившихся стереотипов, действований по правилам, узаконенным лишь силой привычки, еще острее будет обозначена в следующей совместной работе А и Хоркхаймера "Авторитарная личность" (1950) Люди, считают авторы, сплющиваясь в ходе рационализации в "узловые пункты установившихся реакций и укрепившихся представлений", обнаруживают завуалированные склонности к авторитаризму На основе проведенных в 1940-е социологических исследований А выявил весьма симптоматичное для антидемократической структуры сочетание таких личностных черт как конвенциальность, покорность власти, деструктивность и цинизм В "авторитарной личности" А усматривал проявление недуга позитивистской цивилизации, результат действия ее тоталитарных тенденций Вместе с тем франкфуртские теоретики не утверждали, что просвещение было полностью репрессивным или что инструментальный разум будет полностью отвергнут Своей критикой прогрессивного историзма они надеялись подготовить в интеллектуальной сфере почву для поиска концепции справедливого общества В 1950-1960-е А продолжал входить в число ведущих мыслителей Франкфуртской школы Это был наиболее плодотворный период творческой деятельности А Были написаны, в частности, весьма значительные философские произведения: "К метакритике эпистемологии" (1956), "Негативная диалектика" (1966), "Эстетическая теория" (1970) В них получила дальнейшее развитие развернутая им ранее совместно с Хоркхаймером теория рациональности В этих же работах А разрабатывает свою негативную диалектику как диалектический способ противоречиво мыслить о противоречиях Неудовлетворенность А формально-логическим мышлением была вызвана его глубокой убежденностью в том, что между вещами и их понятиями имеет место конфронтация, в условиях которой угнетается "нетождественное", те "то, что не уступает себя понятию, дезавуирует в-себе-бытие этого понятия" Высказываясь против систематизации, детерминированности, категориального аппарата как инструментов формально-логического мышления, А основным принципом своей "негативной диалектики" делает принцип отрицания "тождества" В ее рамках А отклоняет категорию диалектического снятия, которая вменялась Гегелем в качестве непременного условия осуществления философской системы А переосмысливает гегелевскую категорию "определенного" (bestimmte) отрицания, придавая отрицанию другое значение Если по Гегелю оно являлось движущим моментом, в соответствии с которым диалектика подводила к развертыванию и снятию, то А поворачивает его как "твердое", "непоколебимое" (unbeirrte) отрицание, которое более не должно приступать к снятию Принимая во внимание руководящую для Франкфуртской школы идею о социальной обусловленности всех форм духовной жизни, которая и сообщает социальный подтекст адорновской интерпретации логики движения мышления, возможно подчеркнуть, что и в негативной диалектике А выражается реакция на бесчеловечную общественно-историческую реальность А не удовлетворяет позитивное гегелевское отрицание, поскольку он рассматривает его как санкционирующее существующий порядок вещей Последний, по мнению А, оказывается "недостаточно отрицаемым" В таком истолковании отрицания содержится решающий момент, отделяющий негативную диалектику А от диалектики Гегеля Важнейшую часть теоретического наследия А составляет философская критика культуры, в сферу которой входят все его многочисленные музыкально-критические работы Среди них "Философия новой музыки" (1949), "Опыт о Вагнере" (1952), "Призмы Критика культуры и общество" (1955), "Диссонансы Музыка в управляемом мире" (1956), "Введение в социологию музыки" (1962) Ключевое значение в этих работах получила критика "массового" коммерческого искусства, искажающего, по А, сознание людей до уровня, на котором критическое мышление оказалось под угрозой искоренения Стандартизация и псевдоиндивидуализация опровергали притязания массовой культуры угодить индивидуальным вкусам Критическому сознанию и счастью отдельной личности, по А, могло бы способствовать только "аутентичное" искусство, под которым у него подразумевалось искусство стиля "модерн" Искусство, которое сознательно разоблачает собственные притязания на целостность и самодостаточность, по мнению А, более способно к продуктивному отрицанию общественной реальности, нежели то, которое продолжает держаться своей претенциозности А разработал философско-эстетическую концепцию "новой музыки", отстаивая позиции эстетического модернизма и протестуя против призывов вернуться к классической или реалистической альтернативам искусства Труды А оказали влияние на современную западную философию, социологию, эстетику, музыковедение, а также на идеологию леворадикального студенческого движения 1960-х


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
Предыстория критической теории общества прежде всего связана с марксистской духовной родословной главных ее создателей, а также с тем обстоятельством, что объединявший их Институт социальных исследований возник на волне кризисных социальных процессов 20- 30-х годов нашего...

Поделиться:

Реклама